Музей техники в Тольятти. Рассказ о впечатлениях

Изображение входа в Парковый комплекс, паровоза и ордена славы
Обновлено:

Здравствуйте!

Если вы окажетесь в городе Тольятти, что в Самарской области, или будете проезжать мимо него по трассе М-5 (Москва - Уфа), то не пожалейте времени и обязательно посетите Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Музей техники сравнительно молодой и ведет свою историю с 1998 года, когда по инициативе вице-президента АО «АвтоВаза» К.Г.Сахарова мэрией Тольятти было принято решение о создании музея вооружения и техники.

Строительство музея военной техники в Тольятти началось в 2000 году, а уже 7 сентября 2001 года он принял своих первых посетителей.

После смерти К. Г. Сахарова музей назвали в его честь, а с 2014 года он начал именоваться Парковым комплексом истории техники имени К. Г. Сахарова.

Располагается технический музей по следующему адресу: 445043, г.Тольятти, Южное шоссе, д.137.

Вообще, найти его очень легко. Главный ориентир - это АО "АвтоВаз", который с его центральным офисом (24-х этажное здание из стекла и бетона) расположен через дорогу, напротив музея военной техники.

Несмотря на сравнительно небольшую историю в техническом музее имени Сахарова собрано достаточно большое количество экспонатов, которое продолжает пополняться. И это не удивительно, потому что площадь музея составляет порядка 40 гектаров. Представляете, какая это территория?

Я был в музее уже два раза (последний раз в сентябре 2018 года) и всё равно ловлю себя на той мысли, что все дорожки я не прошел и какую-то технику вблизи всё равно не рассмотрел.

Все желающие могут ознакомиться с интересующей информацией на официальном сайте музея Сахарова в Тольятти - https://pkitis.tltsu.ru/.

ОБЗОР МУЗЕЯ

Ну, давайте по порядку.

Цена входного билета составляет всего 100 рублей для детей и 200 рублей для взрослых.

Весь музей техники разделен на две большие площадки.

Первая – немного побольше и располагается она у центрального входа с кассами. На данной площадке представлено различное вооружение и военная техника (артиллерийские системы, бронетехника, авиация, инженерный и гражданский автотранспорт).

Вторая - поменьше. На ней собрана техника народного хозяйства, в том числе паровозы, а также более поздние ракетные системы. Также здесь отдельно оформлен космический блог.

Что мне понравилось в техническом музее, так это то, что все экспонаты объединены тематически. То есть, артиллерийские системы собраны отдельно, бронетехника также отдельно, как и авиация, и так далее. Что, по моему мнению, является очень хорошим решением.

Кроме того, тематические группы расположены правильными четырехугольниками, что здорово облегчает их обход при просмотре. Очень легко планировать маршрут, чтобы ничего не пропустить и не ходить кругами, неоднократно возвращаясь на 40 гектарах к одному и тому же месту.

Музейных экспонатов настолько много, что нет смысла все перечислять. Да всё и не упомнишь. Я был в музее уже два раза, но всё равно всё не запомнил. Попробую только вкратце описать основные моменты и могу сказать, что представлены экспонаты начиная с времен Первой мировой войны и заканчивая современным периодом.

ПЕРВАЯ ПЛОЩАДКА

АРТИЛЛЕРИЯ

Начинается выставка с артиллерийских орудий, которые, как я уже говорил, представлены орудиями начиная с периода Первой мировой войны. Затем следуют орудия тридцатых годов прошлого века, «сорокопятки» и другие экспонаты Великой Отечественной войны.

Далее достаточно большое количество артиллерии поствоенного периода в различных модификациях.

Фотография пушки времен Великой Отечественной войны в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Около каждого экспоната имеется небольшая табличка на которой приведены основные тактико-технические характеристики и годы производства.

Как я уже говорил, подходить к экспонатам не запрещается, можно даже сказать приветствуется. Так что я не только все пощупал, но и сфотографировал сына за различными орудиями.

ТАНКИ И САМОХОДКИ

Следующим тематическим блоком идет бронетехника с инженерными машинами.

Из бронетехники обязательно присутствует средний танк Т-34-85. Есть легкий танк Т-70, тяжелые танки ИС-2, ИС-3 и самоходка ИСУ-152.

Запомнился ещё чешский лёгкий танк PzKpfW 38(t), с которым Германия начинала вторую мировую войну, и которые в достаточно большом количестве были в 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны.

Вот я на фото как раз возле данного танка.

Фотография чешского лёгкого танка PzKpfW 38(t) в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Ещё раз отмечаю, фотографировать можно совершенно бесплатно.

Следом за бронетехникой располагаются инженерные и различного рода вспомогательные машины.

От всех представленных экспонатов веит историей.

Не знаю как другим посетителям, а меня охватывала неописуемая гордость, когда я смотрел на всю ту технику, которую создавали в нашей стране наши отцы и деды.

Поэтому описать все не получиться, просто не хватит времени. Лучше самому подъехать, посмотреть и пощупать.

Фотография инженерной техники в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

АВИАЦИЯ

Авиационная техника представлена исключительно послевоенными экспонатами. И это, наверное, главный минус музея.

Вот, например, фронтовой бомбардировщик СУ-24 одной из ранних модификаций. Именно такую машину ВКС России 24 ноября 2015 года сбил F-16 ВВС Турции в небе над Сирией.

Фотография фронтового бомбардировщика СУ-24 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Фотография истребителя-бомбардировщика СУ-17 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Также здесь есть двухместный МИГ-25, МИГ-31 и СУ-17, в кабине которого можно посидеть за символические 50 рублей.

Поверьте, не в деньгах счастье. Оно того стоит. По крайней мере, мой сын был очень доволен, что одел шлем пилота и посидел в кабине настоящего боевого самолета.

Фотография кабины истребителя-бомбардировщика СУ-17 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид сбоку

Фотография кабины истребителя-бомбардировщика СУ-17 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид сверху

Вертолеты также занимают обособленную площадку и представлены очень обширно, начиная от МИ-1 и дальше последующими машинами М.Л.Миля (МИ-6, 8, 10, 24, 26).

За исключением кабины CУ-17, в другие авиационные экспонаты данной площадки поднятся не получится. Но они от этого не теряют своей привлекательности.

Фотография вертолета МИ-10 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Есть здесь и легендарный вертолет военно-морского флота Ка-27.

Кстати, удачность констукции данной машины подтверждается не только тем, что эти вертолеты до сих пор стоят на вооружении ВМФ России, но и тем, что их производство планируют возобновить на Казанском авиационном заводе.

Фотография вертолета КА-27 в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Как самый большой плюс опять же отмечу, что всю технику, за исключением самолетов и вертолетов, можно облазить. Двери и люки конечно заперты, но все равно интересно, особенно для детей.

АВТОМОБИЛИ

Автотранспорт в техническом музее Сахарова в Тольятти также будет интересно посмотреть.

Данные экспонаты представлены в отдельном павильоне. Экспозиция включает ретро легковые автомобили, а также прототипы и различные интересные разработки АО "АвтоВаза", которые не пошли в серию.

Посмотрев выставленный автотранспорт, я пришел к выводу, что у нас с автопромом в СССР было не все так уж и плохо. Были и интересные наработки и конкурентные машины. Если бы не так называемые "рыночные" 80-е и 90-е годы, когда отечественный автопром был брошен на произвол судьбы, то ещё не понятно, на каких машинах мы сейчас бы ездили.

Вход в этот павильон за отдельную плату – 50 рублей.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

Отдельным особняком расположена площадка военно-морского флота. Здесь образцы корабельной артиллерии, торпед, ракет и мин.

Фотография дизельной подводной лодки Б-307 проекта 641Б «Сом» в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Без сомнения, самый главный экспонат площадки – дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом», которую можно посетить за отдельную плату. Это одна из главных фишек музея Тольятти. Про то, как её доставляли и устанавливали, можно написать отдельный и увлекательный рассказ.

Данная лодка более двадцати лет входила в состав четвертой эскадры подводных лодок Северного флота. Если верить информации, то лодки этого проекта – самые большие дизель-электрические подводные лодки военно-морского флота СССР, а в последующем и России.

Посещение подводной лодки осуществляется группами в количестве от 4-х до 20-ти человек, которые формируются примерно один раз в час. Стоимость экскурсии составляет 250 рублей.

Поверьте на слово, не стоит скупиться, зрелище и впечатления от посещения подводной лодки получите громадные. Где еще за такую сумму вы сможете попасть на настоящую подводную лодку? Увидеть своими глазами, как служили и проходят в настоящее время службу матросы и офицеры на дизельных подводных лодках России. Сможете почувствовать как не легка и опасна была их служба. Конечно, это лодка старого проекта, но на новых, как я думаю, многое не поменялось.

Кроме того, если кто не знает, то именно на этой лодке проходили съемки фильма «Особенности национальной рыбалки».

Помните как Кузьмич и Лёва на этой подводной лодке проводили тайную операцию по возвращению забытой водки из-за "кордона", с терртиоррии Финляндии? Также посетители лодки своими глазами увидят легендарное кресло, в котором связанным сидел Сергей Олегович и очень хотел "писать".

Всё осталось нетронутым, без каких-либо изменений.

Конечно это мое мнение, но я думаю, что один раз на 250 рублей можно и разориться. Тем более, увидеть что-то подобное, мало где получится.

Фотография дизельной подводной лодки Б-307 проекта 641Б «Сом» в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид изнутри, люк загрузки торпед

Фотография дизельной подводной лодки Б-307 проекта 641Б «Сом» в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид изнутри, торпедные аппараты

Фотография дизельной подводной лодки Б-307 проекта 641Б «Сом» в музее К.Г.Сахарова в Тольятти,вид изнутри, люк в соседний отсек

Вообще, я снимаю шляпу и преклоняюсь перед людьми, которые служат в подводном флоте. Вот кому действительно не занимать мужества и отваги, решимости и хладнокровия.

И ёще, конечно, отдельное спасибо всем тем, кто ухитрился привезти и поставить этот экспонат в музей.

ВТОРАЯ ПЛОЩАДКА

ТЕХНИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Вторая площадка менее обширная, но не менее интересная. На её территории располагаются первые отечественные трактора, а также большое количество техники народного хозяйства 40-х – 70-х годов. Здесь представлены грузовые автомобили (ГАЗ-51, КрАЗ – 260, ЗиЛ – 130), трактора (С-65 «Сталинец-65», трактор «Универсал»), другая техника народного хозяйства и, конечно же, гордость СССР – большегрузные и карьерные самосвалы БелАЗЫ.

Фотография трактора Сталинец в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Фотографии грузовых автомобилей в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Фотография самосвала БелАЗ в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

СИСТЕМЫ ДЕСАНТИРОВАНИЯ И КОСМОС

Имеется здесь и отдельный павильон, в котором представлены БМД (боевая машина десанта), парашютные системы, системы десантирования техники, которые стояли и стоят на вооружении воздушно-десантных войск СССР и России.

Отдельно выставлены образцы космической техники: шасси лунохода и марсохода, транспортный робот и др. Есть и спускаемый аппарат космического корабля "Восток".

Фотография БМД в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид сбоку

Фотография БМД в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид спереди

ПАРОВОЗЫ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА

Большой интерес у посетителей вызывают железнодорожные экспонаты, особенно паровозы.

Здесь и венгерский, и немецкий, и американский паровозы и, конечно, производства СССР. И опять же, в каждый можно подняться и побывать в кабине машиниста.

Но обязательно смотрите под ноги. Подножки высокие и не всегда удобно расположены ручки и перила.

Фотография паровозов в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид с полубока

Фотография паровозов в музее К.Г.Сахарова в Тольятти, вид спереди

Кроме паровозов на площадке стоят маневровый тепловоз ТЭМ1, дрезина и мотовоз.

Имеется здесь и особый экспонат – Бронепоезд, хотя на сайте музея он описывается как бронированные платформы. Наверное потому, что тягового элемента, то есть паровоза, у него нет.

Не знаю, настоящий он, боевой или был сделан специально для музея. Я думаю, что это не так важно. Главное он есть и на него можно подняться.

Фотография бронепоезда в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

РАКЕТНЫЕ СИСТЕМЫ И ПВО

Завершает экспозицию различные ракетные системы и системы ПВО (противовоздушной обороны). Здесь их большое множество. Есть и беспилотные аппараты, которых я сроду не видел и не предполагал, что такое имелось у нас когда-то в армии.

Скажу проще: «Надо самому приехать, все посмотреть и пощупать».

Фотографии систем ПВО в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Фотография беспилотника времен СССР в музее К.Г.Сахарова в Тольятти

Напомню еще раз фото и видео съемку можно проводить совершенно бесплатно.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРОЧЕЕ

Но и это еще не все. Рассказ был бы не полным, если бы я не рассказал, что на территории музея можно не только посмотреть технику, но и интересно с пользой провести свободное время.

На территории музея имеется отдельный полигон на котором можно в качестве десантника прокатиться на настоящей боевой БМП или БТР. Здесь главное крепко держаться на броне и не боятся запылиться.

Для любителей быстрой езды имеется также отдельный трек для картинга. Причем это не какая-то трасса в городском парке, а реально большой скоростной круг с различными поворотами и виражами длинной около 500 метров, на котором можно разогнаться до 90 км/час.

Поэтому любители картинга точно получат адреналин и удовольствие от езды.

Все желающие могут пострелять в тире. Он также имеется на территории паркового комплекса.

Правда, есть один минус. Все сопутствующие удовольствия и развлечения, о которых я рассказал выше, предоставляются за отдельную плату. Было от 200 до 300 рублей в зависимости от услуги.

Имеется на территории музея и отдельная площадка народного зодчества, где есть своя торговая лавка и можно приобрести на память различные сувениры, бижутерию и поделки. Цены достаточно демократичные. Здесь посещение уже бесплатное.

Кроме того, если удачно попадете, то на данной площадке можно встретить ратника, который даст примерить кольчугу и поможет попробовать освоить меч. Его услуги, когда я посещал музей в последний раз, были бесплатными.

СОВЕТЫ И ПОЖЕЛАНИЯ

Так как музей расположен под открытым небом, то лучше, конечно, планировать посещение в летний период в хорошую и теплую погоду. И обязательно запаситесь водой, если поедете в летний период. Лучше возьмите воды с запасом, потому что бегать по 40 гектарам в поисках живительной влаги, да ещё в жару - занятие не интересное.

Также, любой желающий может перекусить в местном кафе, которое располагается в центральном здании. Никаких изысков нет, но перекусить в комфортных условиях можно достаточно сытно и цены не сильно кусаются.

И главное, обязательно помните свою историю, историю своего родного края и страны.

Посещать музеи и достопримечательности в других местах и регионах хорошо, но стыдно не знать музеи у себя дома, тем более такие, в которые едут со всей страны.

Всю полезную и нужную информацию о музее Сахарова в Тольятти вы найдете на официальном сайте - https://pkitis.tltsu.ru/.

Как итог, всем советую обязательно посетить Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова в Тольятти.

Узнаете много интересного, получите массу впечатлений и положительных эмоций.

Если понравилась информация, или можете что-то рассказать, пишите.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение